Системы автоматизации въезда являются частным случаем систем контроля доступа (СКД), но стоят несколько особняком. Причиной тому являются габариты автомобиля и, соответственно, особые технические решения.
Исполнительные устройства систем контроля въезда (СКВ) — это в 90% случаев шлагбаум или автоматические ворота. Они освещены в соответствующих статьях. Электронные ключи также вполне обычные, те же, что и в обычных СКД. Но вот при попытке совместить их возникает целый ряд проблем, и, соответственно, нужно выработать целый ряд решений.
СКВ можно разделить на три большие группы:
- Системы с одноразовыми пропусками.
- Системы с многоразовыми пропусками.
- Системы с постоянными пропусками.
Системы с одноразовыми пропусками — это коммерческие платные парковки на короткое время. Они рассчитаны на большое число посетителей и интенсивный въезд-выезд. Оборудование для таких систем наиболее дорогое. Используются специальные быстродействующие шлагбаумы, рассчитанные на очень большое число циклов и скорость стрелы 40—60 град/с. При этом длина стрелы не превышает трёх метров, т. к. иначе конец стрелы будет двигаться с опасной для жизни скоростью. Трёхметровая стрела не в состоянии перекрыть дорогу с двусторонним движением, отсюда следует первый организационный вывод: в таких системах въезд и выезд должны быть разделены.
То есть они могут быть и рядом, но нужна разделительная полоса с механическим барьером. Ещё лучше, если они вообще находятся в разных местах. Алгоритм работы таков: подъехав снаружи к закрытому шлагбауму, водитель проезжает мимо тумбы с кнопкой. Он открывает окно и нажимает на кнопку. Система печатает билет, где обозначено время въезда. Билет бумажный, может быть с магнитной полосой или со штрих-кодом. Одновременно стрела поднимается, и водитель въезжает на стоянку.
Перед выездом водитель, ещё не садясь в машину, идёт пешком к платёжному терминалу. Он суёт билет в считыватель, терминал сообщает, сколько надо заплатить. Водитель платит, получает билет обратно и сдачу (если билет магнитный), или чек со штрих-кодом (если билет со штрих-кодом). Затем, в течение какого-то небольшого промежутка времени (обычно минут 15), водитель должен сесть и уехать. Если он успел, выездной шлагбаум откроется. Если нет, придётся доплатить. При этом его автомобиль закупоривает выезд, что очень неприятно всем. Эту проблему решают по-разному, в зависимости от конфигурации стоянки.
Так организуют стоянку за границей, в Европе. В России делают немного иначе, учитывая европейскую и российскую специфику.
В Европе:
- Водители и персонал дисциплинированы и законопослушны.
- Зарплаты большие.
- В России всё наоборот.
В результате у нас не применяются платёжные терминалы стоимостью в хороший Мерседес, но способные принимать и бумажки, и мелочь, и давать сдачу бумажками и мелочью, и снимать деньги с кредитки. Вместо этого ставят более простой, дающий на сдачу только монеты, или сажают кассира. Иногда кассир сидит прямо на выезде. Водитель должен выйти, подойти к кассе, рассчитаться, снова сесть и уехать. Это очень тормозит поток. Иногда кассир или кассиры сидят в стороне, но тогда нужен аварийный отворот в сторону от шлагбаума, если система не выпускает. Бросать машину прямо на выезде и идти разбираться с кассиром недопустимо. Такой отворот не всегда удается организовать.
Все расходники для таких систем (билеты, чернила) сравнительно дёшевы, а приборы, наоборот, дороги. Поэтому, как уже говорилось выше, ставить такую систему при малом числе стояночных мест нерентабельно. Простейший комплект обойдется не менее 700 тыс. руб. без стоимости монтажа, кабельных работ и пусконаладки. И это при ручной приёмке денег, простейший автомат оплаты обойдётся ещё в 500—600 тысяч.
Системы с многоразовыми пропусками выдают на въезде многоразовую смарт-карту в виде круглого жетона, а при выезде жетон надо опустить в щель приёмника. Если фактическое время парковки не превысило допустимое, шлагбаум откроется, если нет — доплата в ручном режиме. Такие условно-бесплатные системы ставят при крупных торгово-развлекательных и бизнес-центрах с тем, чтобы ограничить время парковки посетителей. Если этого не делать, жители окрестных домов и персонал окрестных фирм будет ставить там машины на весь день, а то и ночь. Ясно, что владельцы строили парковку не для них, а для посетителей и своего персонала, и что она не резиновая. Убирая лишние машины, администрация, таким образом, повышает удобство парковки для посетителей.
Системы с постоянными пропусками намного дешевле. Постоянный пропуск (смарт-карта) чаще всего находится на руках у водителя. При подъезде к шлагбауму водитель подносит карту к считывателю на стойке. Шлагбаум открывается. При выезде водитель прикладывает карту к выездному считывателю и уезжает. Оплата производится раз в месяц в ручном режиме у оператора системы. Получив деньги, оператор продлевает срок действия карты на месяц.
На нашем сайте или по телефону +7 (342) 203-06-04. Вы можете заказать шлагбаум Hormann с гарантией на все услуги и низкой ценой.